ШЕСТАЯ КЛИНИКО — ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
московской психоаналитической ассоциации
Нарцисс и Эдип
Они оба — персонажи трагедий, герои мифов. Их знают все и мало кто их любит. А они не перестают страдать и умирать в своих страданиях, напоминая нам всем о том, как же это непросто — быть человеческим существом. Они оба — молодые и прекрасные мужчины, рождённые прекрасными родителями, однако появление этих младенцев на свет привнесло чрезмерную тревогу в молодые жизни родителей. Иначе, зачем им бегом бежать к Оракулу и узнавать, что же Судьба приготовила их детям? Ох уж эта древняя Судьба, Рок, Фатум, нет от неё спасения, все ее предписания становятся непреклоннейшим законом существования, «машиной богов для уничтожения человеческих жизней», как четко сказал Ж. Кокто.
Они оба — беспомощные младенцы, получили, естественно, разные предсказания, но достаточно сложные.
Одному было суждено убить отца и сожительствовать с матерью (даже по древним меркам поступки из ряда вон выходящие).
Другому, правда, была обещана долгая жизнь, но при одном условии — он никогда не посмотрит на себя в зеркало, при этом внешность обещана экстраординарная (какой герой устоит перед соблазном?).
Наш устоял, но природа сплошь усеяна зеркалами. Вот он и увидел себя в глади вод и уже не смог оторвать глаз от любимого образа.
Так и сидит на берегу Нарцисс и сьедает себя взором. И нет ему дела до другого героя, Эдипа, который носится со своим грехом по миру и вымаливает у мира прощение за содеянное.
А мир не может стать милостивым, потому что если простят ему, то, может быть, обратят внимание на то, что в глубине себя все — эдипы, все грешны.
Поэтому они оба теперь — бессмертны. Герои трагедий. Концепты теории. Точки отсыла. Метафоры психического функционирования.
Они оба незыблемо стоят в той самой точке, в которой зафиксировал их миф. Один окружён прекрасным, но невидимом им миром, потому что его глаза неотрывно смотрят лишь на себя, другой — поглощён своей виной, которая «застилает» его внутренний взор.
Так и стоят они рядом или друг напротив друга, один — слепой, другой незрячий, возбуждая в нас желание увидеть, узреть, определить «как?», «почему?», «откуда?», давая нашему взору новое содержание, обращая скопофилию в эпистемофилию, а последняя вовлекает эротизацию в процесс мышления. Для того, чтобы попытаться ответить на вышепоставленные вопросы.
И в этих попытках появились многие концепции и теории, о некоторых из которых мы будем говорить в день VI Конференции МПА «Эдип и Нарцисс».
Они оба — персонажи трагедий, герои мифов. Их знают все и мало кто их любит. А они не перестают страдать и умирать в своих страданиях, напоминая нам всем о том, как же это непросто — быть человеческим существом. Они оба — молодые и прекрасные мужчины, рождённые прекрасными родителями, однако появление этих младенцев на свет привнесло чрезмерную тревогу в молодые жизни родителей. Иначе, зачем им бегом бежать к Оракулу и узнавать, что же Судьба приготовила их детям? Ох уж эта древняя Судьба, Рок, Фатум, нет от неё спасения, все ее предписания становятся непреклоннейшим законом существования, «машиной богов для уничтожения человеческих жизней», как четко сказал Ж. Кокто.
Они оба — беспомощные младенцы, получили, естественно, разные предсказания, но достаточно сложные.
Одному было суждено убить отца и сожительствовать с матерью (даже по древним меркам поступки из ряда вон выходящие).
Другому, правда, была обещана долгая жизнь, но при одном условии — он никогда не посмотрит на себя в зеркало, при этом внешность обещана экстраординарная (какой герой устоит перед соблазном?).
Наш устоял, но природа сплошь усеяна зеркалами. Вот он и увидел себя в глади вод и уже не смог оторвать глаз от любимого образа.
Так и сидит на берегу Нарцисс и сьедает себя взором. И нет ему дела до другого героя, Эдипа, который носится со своим грехом по миру и вымаливает у мира прощение за содеянное.
А мир не может стать милостивым, потому что если простят ему, то, может быть, обратят внимание на то, что в глубине себя все — эдипы, все грешны.
Поэтому они оба теперь — бессмертны. Герои трагедий. Концепты теории. Точки отсыла. Метафоры психического функционирования.
Они оба незыблемо стоят в той самой точке, в которой зафиксировал их миф. Один окружён прекрасным, но невидимом им миром, потому что его глаза неотрывно смотрят лишь на себя, другой — поглощён своей виной, которая «застилает» его внутренний взор.
Так и стоят они рядом или друг напротив друга, один — слепой, другой незрячий, возбуждая в нас желание увидеть, узреть, определить «как?», «почему?», «откуда?», давая нашему взору новое содержание, обращая скопофилию в эпистемофилию, а последняя вовлекает эротизацию в процесс мышления. Для того, чтобы попытаться ответить на вышепоставленные вопросы.
И в этих попытках появились многие концепции и теории, о некоторых из которых мы будем говорить в день VI Конференции МПА «Эдип и Нарцисс».
Ведущая Конференции
Надежда Владимировна Майн
Психоаналитик, психиатр, кандидат психологических наук. Действительный член Международной психоаналитической ассоциации (IPA) и Парижского психоаналитического общества (SPP). Основатель и руководитель Школы практического психоанализа.
Соучредитель Московской психоаналитической ассоциации (МПА)
Докладчики Конференции
Андрей Владимирович Россохин
Тема доклада
«Нарцисс, Персей и Медуза Горгона»
Титулярный член Парижского психоаналитического общества (SPP).
Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психоанализа и бизнес — консультирования НИУ ВШЭ. Рук. Магистерских программ «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» и «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» НИУ ВШЭ. Действительный член Международной психоаналитической ассоциации (IPA). Президент Московской психоаналитической ассоциации (MPA). Главный редактор журнала «Журнал клинического и прикладного психоанализа»
Владислав Викторович Ермак
Тема доклада
«Пробуждение жизненности на пути от нарциссической позиции к Эдиповой конфигурации»
Кандидат психологических наук, клинический (медицинский) психолог, психоаналитик. Прямой член Международной психоаналитической ассоциации (direct member IPA). Психодраматерапевт DAGG — IAGP.
Доцент кафедры психоанализа и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ. Детско-подростковый психоаналитик в тренинге - Trainee EPI (IPA — EPF) Child & Adolescent Analytical Programme (CAP)
Лариса Ивановна Фусу
Тема доклада
«Стыд и вина»
Психоаналитик, психиатр — нарколог, кандидат медицинских наук, действительный член Международной психоаналитической ассоциации (IPA) и Парижского психоаналитического общества (SPP), член IPSO им. П.Марти. Соучредитель Московской психоаналитической ассоциации (МПА)
Татьяна Леонидовна Станкевич
Тема доклада
«Царь Эдип: по мотивам фильма Пьетро Пазолини»
Психоаналитик, клинический психолог. Действительный член Международной психоаналитической ассоциации (IPA) и Парижского психоаналитического общества (SPP). Старший преподаватель МП ПП. Cоучредитель Московской психоаналитической ассоциации (МПА)
Аурелия Ивановна Коротецкая
Тема доклада
«Эдип эдипов?»
Психоаналитик, психиатр, психоаналитический психосоматик. Действительный член Международной психоаналитической ассоциации (IPA) и Парижского психоаналитического общества (SPP), IPSO им.П.Марти (Paris). Проректор Института Психологии и Психоанализа на Чистых прудах.
Соучредитель Московской психоаналитической ассоциации (МПА)
На Конференции работали три ателье
На каждом ателье разбиралась одна тема. Докладчик и содокладчик (асс.члены МПА) представляли тему, затем было общее обсуждение под руководством ведущих
Россохин А.В. и Ермак В.В.
Тема «Нарциссический Эдип vs Эдипов Нарцисс»
Фусу Л.И. и Майн Н.В.
Тема «Эдип и Нарцисс — человек Виновный, человек Трагичный»
Коротецкая А.И. и Станкевич Т.Л.
Тема «Эдип: триумф и раскаяние»
Как стать Ассоциированным членом МПА?
Перед тем, как заполнить заявление на вступление в Ассоциированные члены Московской Психоаналитической Ассоциации (МПА), ознакомьтесь с Условиями вступления в МПА